Виды эквайринга на российском рынке банковских услуг

Содержание статьи
Согласитесь, безналичные платежи стали неотъемлемой частью современной жизни. Эквайринг – это инструмент, который позволяет принимать оплату по картам, повышает доверие клиентов и упрощает финансовую отчетность. На российском рынке представлены три основных вида эквайринга: торговый, мобильный и интернет-эквайринг. Ниже разберем, как они работают, кому подходят, и как подключить нужный сервис.
Торговый эквайринг – классическое решение для офлайн-торговли
Торговый эквайринг позволяет принимать платежи по картам через терминалы в фиксированных точках продаж – магазинах, офисах, кафе. Клиент прикладывает или вставляет карту в терминал, вводит ПИН-код (при необходимости), а деньги зачисляются на расчетный счет организации или предпринимателя.
Для какого бизнеса подходит:
- Розничные магазины и супермаркеты.
- Кафе и рестораны.
- Салоны красоты, сервисные центры и др.
Чтобы подключить и настроить торговый эквайринг, выберите банк, предварительно сравнив условия и тарифы, и обзаведитесь необходимым оборудованием (например, POS-терминал). Современные терминалы совместимы с фискальными регистраторами, поэтому вы можете также произвести интеграцию с онлайн-кассой.
Преимущества:
- Надежность и высокая скорость транзакций.
- Подходит для постоянных точек продаж.
- Минимальный риск технических сбоев.
Мобильный эквайринг: гибкость для выездной торговли
Мобильный эквайринг позволяет принимать платежи через смартфон или портативный терминал. Идеален для предпринимателей и организаций, работающих вне офиса, например в павильонах на рынках, выставках, ярмарках, на островках в ТЦ, а также служб доставки и перевозки, оказание услуг на дому и т.п.
Как подключить и настроить:
- Выберите банк с поддержкой мобильного эквайринга.
- Привяжите расчетный счет. Банк-эквайер поможет настроить и синхронизировать оборудование для приема оплаты.
- Подберите оборудование в соответствии с потребностями бизнеса: это может быть онлайн-касса с эквайрингом, переносной POS-терминал, mPOS-терминал, PIN-Pad или же смартфон с поддержкой NFC, на которое будет установлено соответствующее ПО (технология SOFTpos).
Имейте ввиду, что для работы мобильных терминалов требуется подключение к интернету. Средства на расчетный счет поступают обычно в течении одного рабочего дня. Если вам принципиальна выдача клиентам бумажных чеков, выбирайте POS-терминалы, в остальных случаях клиенту придет чек на почту или по СМС.
Преимущества:
- Удобство. Оплата возможна в любом месте, где нет проблем с интернетом.
- Удовлетворение спроса клиентов в безналичной оплате.
- Безопасность расчетов.
- Быстрое подключение без сложного оборудования.
Интернет-эквайринг: решение для онлайн-торговли
Интернет-эквайринг позволяет принимать платежи через сайт или мобильное приложение. Это ключевой инструмент для интернет-магазинов и цифровых сервисов. При этом физически банковская карта не нужна для оплаты, необходимы только данные карты: номер, срок действия и CVV-код. Подтверждение платежа осуществляется через код, который приходит клиенту в СМС. В большинстве случаев платежи защищены технологией 3D-Secure.
Преимущества:
- Увеличение оборота. Клиенты могут осуществить оплату в любое время.
- Автоматизация. Платежи обрабатываются мгновенно, снижается нагрузка на бухгалтерию.
- Гибкость. Подходит как для крупных проектов, так и для малого бизнеса.
- Безопасность. Современные системы шифруют данные и поддерживают протоколы 3D-Secure.
Виды интернет-эквайринга
Интернет-эквайринг можно условно разделить на определенные типы, в зависимости от способов оплаты клиентами и по способам технической реализации для продавца.
По способу оплаты:
- Банковской картой. Клиент вводит данные своей карты на сайте или в приложении и подтверждает оплату – это классический способ, который используется в интернет-магазинах и других онлайн-сервисах.
- Оплата по QR-коду. Клиент сканирует QR через мобильное приложение банка и переводит деньги – быстрый и удобный способ для клиентов, которые предпочитают не вводить данные карты. Данный вариант оплаты также выгоден и для бизнеса, так как отличается минимальной комиссией и скоростью зачисления средств.
- Оплата через платежные системы. Клиент использует специализированные платежные сервисы, такие как SberPay, AlfaPay или T-Pay. Эти системы позволяют проводить транзакции без ввода данных карты.
По способу технической реализации:
- Платежные ссылки – максимально простой в реализации вариант. Продавец создает уникальную ссылку в личном кабинете платежного сервиса, которую отправляет клиенту. Клиент переходит по ссылке и оплачивает товар или услугу (ссылка содержит данные о сумме, товаре и аккаунте продавца в платежной системе). Данный способ подходит для бизнеса, который работает с разовыми платежами или ещё не настроил оплату на сайте.
- Виджеты – мини-формы, которые встраивается на сайт и позволяют клиенту оплатить товар непосредственно на странице. Виджет представляет собой готовый код, который устанавливается на необходимую страницу сайта. Это довольно простое решение, которое больше подходит одностраничным сайтам, сайтам-визиткам или небольшим магазинам с ограниченным ассортиментом.
- Плагины для CMS – это готовые решения для популярных систем управления сайтом (WordPress, 1С-Битрикс и др.). Они автоматически интегрируются с вашим сайтом и подключают эквайринг с возможностью настройки параметров.
- Интеграция по API (Application Programming Interface) – максимально гибкий способ, позволяющий бизнесу полностью настраивать процесс оплаты под свои нужды, однако требующий привлечения разработчиков. Данный способ позволяет создавать собственные формы оплаты, автоматизировать процессы и интегрировать эквайринг с другими бизнес-инструментами. Подходит для крупных проектов и интернет-магазинов с высокими требованиями к гибкости и автоматизации.
Что нужно знать перед выбором эквайринга
Выбор конкретного вида эквайринга зависит от типа бизнеса, бюджета и технических возможностей. Ориентируясь на сферу деятельности выберите один или несколько типов:
- для офлайн-торговли – торговый эквайринг;
- для выездной работы – мобильный эквайринг;
- для онлайн-продаж – интернет-эквайринг;
Современные банковские сервисы позволяют работать с минимальными затратами и максимальной эффективностью, но и детально сравнить предложения банков будет грамотным подходом. Сравнивайте тарифы, учитывая не только комиссию, но и скрытые платежи.
Принимать платежи стало проще, чем когда-либо, – воспользуйтесь этим для роста вашего бизнеса!